Фреска на главной странице выбрана, конечно, не случайно. Это известный сюжет древнеегипетской религии и культуры «Суд Осириса».
У данного сюжета многогранный смысл. Во-первых, его можно рассматривать как аллегорическое изображение устройства жизни человеческой души. Каждый день, каждую секунду человек стоит перед выбором, иногда даже не замечая этого. Но от каждого шага зависит путь, который выбран.
Во-вторых, он рассказывает о мифологическом процессе смерти, как его представляли египтяне. Смерть – это не только конечная потеря земного тела, но это также трансформация души в любой кризисный момент жизни. Когда меняются чувства человека, меняется и его жизнь. Перемены всегда болезненны, даже самые приятные.
Аллегория души:
В душе человека постоянно идет переоценка ценностей. То, что было необходимо и важно вчера, сегодня может стать бесполезным. То есть умирает. Человек сам постоянно меняется. Его чувства, потребности, убеждения становятся другими в зависимости от переживаемых событий. В кризисные периоды жизни человеку кажется, что все прошлое умерло, а вместе с ним и он сам. Но это означает только одно: что родился он новый.
Бессмертная душа все помнит, вся информация о ее существовании записана в тайных генетических кодах, которые часто диктуют поведение и способ существования. Мы говорим: «человек таким родился».
В душе обязательно живет строгий судья, который определяет хороший ты или плохой. Но там живет и светлый ангел, который всегда дает надежду, любовь и веру в себя. И конечно, в каждой душе есть тайные (или явные) злые и разрушительные чувства, которые пожирают сердце человека, не позволяя ему оставаться светлым и легким всегда.
Такое устройство внутреннего мира души нормально и правильно, потому что именно оно заставляет человека постоянно развивать свое сознание и свои чувства, быть творцом своей судьбы.
Мифологический сюжет:
На первом плане фигура бога Тота. Он заведует письменностью, счетом, мудростью и знанием законов мироздания. В греческой мифологии Тота называли Гермесом.
Известна философская система «герметизм», которая определяет главные принципы устройства вселенной и всей человеческой жизни на Земле. О ней рассказано в книге «Лекарство для души».
Кроме того, Тот – это лунный бог. Проводя астрологическую аналогию: Солнце – личность человека. Луна – его душа, психея, субстанция тонкая, вечная и божественная. Таким образом, можно сказать, что легендарный Тот – первый известный психолог.
Фигура Тота расположена на фоне древнеегипетской фрески «Суд Осириса». Общий ее смысл: Душа нетленна, поэтому «человек не бойся – смерти нет». Так было написано над входом одной из египетских гробниц. Этот постулат древности до сих пор не является доказанным для многих людей. Но в современном мире есть направление психологии, которое носит название экзистенциальной. Экзистенциальность означает неизбежность. Есть некоторые вещи, которые человек не в силах изменить: родителей, место и время рождения, смерть как завершение пути. Кроме того, человек фатально обречен на многие моменты, которые неизбежно проживает в своей жизни (потерю близких людей, собственные возрастные изменения, взросление детей, болезни, кризисы и т.д.). Эти вещи заставляют размышлять даже самого легкомысленного человека, что приводит его постепенно к осознанности существования («кто я?» и « что я делаю в этом мире?»).
На Суде Осириса он сам, как солнечный бог потустороннего мира, восседает на троне в белом одеянии справа. За ним стоят его сестры: Исида (он также его жена, богиня жизни) и Нефтида (богиня смерти). Под его ногами прекрасный цветок, который вырастает из его трона, поскольку сам Осирис – бог весны, возрождения природы, который умирает по осени. На цветке – люди, которые отправляются в свою новую жизнь. Над ними всевидящее крылатое око, знающее и записывающее все, в лапах которого перо. Далее в центре светлая Душа, которой открыт доступ в прекрасное царство Осириса. Ее сопровождает бог, указывающий путь, в левой руке которого Анх, символ вечной жизни.
Крайняя левая фигура бога Анубиса (проводника в царство мертвых) ведет за руку вновь умершего человека. Затем Анубис (его вторая фигура скрыта большим Тотом, стоящим на переднем плане) взвешивает сердце человека на весах справедливости. На одной чаше весов – сердце, а на другой – легкое перо ибиса, священной птицы лунного бога Тота. Если человек не держал зла на сердце, то оно легкое как перышко и ему открыт путь к Осирису. Если же его сердце злое, то оно тяжелое и его съедает страшный зверь, в шкуре которого выступает бог Сет (злобный брат Осириса, бог хаоса, бури и разрушения). Без сердца душа мается в темноте без света солнца, ее мучают страхи.
Рядом с весами вновь видим Тота, который проверяет по своим табличкам дела человека, сердце которого сейчас на весах.
Подробнее «Миф об Осирисе и Исиде» можно найти в книге архетипов «Мужчина и женщина: архетипы египетской мифологии».
Таким образом, фреска вместе с «психологом» Тотом задает нам самый важный вопрос жизни: «Зачем создан весь этот сложный мир? Неужели только затем, чтобы, прожив свое коротенькое существование, исчезнуть в небытии?» Но для этого нет необходимости наделять человека разумом. Он был бы гораздо безопаснее для природы, если бы ничего не творил. В природе нет ничего бесполезного. Значит, человеческий разум, как и его душа, делают что-то необходимое и важное. Итак! «Что я делаю со своей жизнью, со своим телом, со своей душой?»