Интегральная психотерапия. История термина

Термин «интегральная психология» впервые возник в 1940-е годы. Его «изобрел» создатель системы духовной осознанности Шри Ауробиндо (1872 – 1950). Он объединил различные направления йоги для целостной духовной практики развития сознания.

Его ученик Индра Сен выпустил несколько книг по интегральной психологии своего учителя уже после его ухода.

В 2007 году вышла книга под названием «Интегральная психология: Йога, развитие и открытие сердца». Автор, Б. Кортрайт, создал психотерапию по интегральной йоге Шри Ауробиндо, используя его систему духовной осознанности:

1 – поверхностное сознание, которое заботится о физическом плане жизни.

2 – сознание душевных чувств, которые сопровождают всю внутреннюю и внешнюю жизнь индивида.

3 – вертикальное сознание. Интуитивный и возвышенный ум. Ш. Ауробиндо говорит о нем как «причинном и недвойственном Духе», поскольку он объединяет свехразум, как дух, создающий первопричину всему существованию, вместе с глубокой тьмой бессознательного.

Можно считать, что эти открытия шли независимо и параллельно с исследованиями З. Фрейда, хотя имели в сравнении интересные особенности.

Кен Уилбер, современный автор, опираясь на концепцию Ш. Ауробиндо, объединил достижения психологов и философов 19 – 20 века. Считается, что он создал синтез основных школ психологии (психоаналитической, гуманистической, трансперсональной, когнитивной, психологии развития, нейропсихологической, культурологической, эволюционной и т.д.).

В своей книге 1999 года автор создал сводные таблицы сопоставления более чем 100 школ психологии развития, западных и восточных. Ее ценят за применимость к множеству сфер жизни: градостроительство, медицина, искусство, бизнес, образование, международные отношения и многие другие. Собственно везде, где присутствуют отношения между людьми.

Интегральная психотерапия Эль Тат опирается на систему духовной осознанности.

Любые техники выхода из кризисных состояний личности, психологическая поддержка и помощь в самых различных ситуациях предполагает простой и ясный взгляд на человека – это целостное единство трех составляющих: тела, души и духа.

Тридцать лет психологической практики автора, изучения различных психологических и духовных систем позволяют смотреть на психику человека интегрально. Это значит, что любую проблему необходимо рассматривать с трех уровней сознания. Именно так обозначал принцип интегральности сам Ш. Ауробиндо.

1. Поверхностное сознание, сосредоточенное на телесных ощущениях, позволяет развивать сенсорную чувствительность, слышать сигналы тела и принимать их во внимание, чтобы остановить мечущийся ум и довериться реальности происходящего, осознавая свои истинные потребности.

2. Осознать реальность и достоверность душевных чувств и переживаний способны различные психологические техники.

3. Вертикальность сознания, как обращение к Высшему «Я», предполагает включение философских и религиозных убеждений, а также позволяет обратиться к духовным практикам для достижения внутреннего равновесия и накопления энергии.

Таким образом, данный метод призван помочь человеку достичь ощущения целостного индивидуального «Я», способного осознавать свои действия и договариваться с окружающим миром. Естественно, что в ходе интегральных практик и постепенного углубления сознания, личность способна посмотреть на многие свои переживания с новых позиций, что позволяет ей решать жизненные задачи наиболее оптимально.